Статьи и обзоры

"Ятрань", как это было...

Были ли в СССР предприятия, занимавшиеся выпуском электромеханических пишущих машин? Разумеется, были. Всего два, Кировоградское и Курское, о первом и пойдёт наш рассказ. ПО «Пишмаш», ранее именуемое «Кировоградский завод пишущих машин» было образовано на территории УССР в городе Кировоград, близ реки Ятрань, и с 1975 года начало свою работу. Пожалуй, самое загадочное объединение, информации по которому и сейчас достаточно мало, оно переняло продукцию фирмы «Олимпия» (ФРГ). Так с запуском предприятия в свет вышла «Ятрань», машина известная каждому. Что мы о ней знаем? Так то, что её ещё именовали «Ядрянь», на ней писали курсовую у знакомой, кто-то даже сценарий фильма, видели у матери, прикасались в детстве, набирая письмо деду морозу или бабушке до которой пока не удаётся доехать. Да и найти её не сложно, в любом городе советского периода, даже в Припяти по территории завода Юпитер, они (и каретки к ним) валяются под каждым кустом. Та самая копия «Олимпии SGE D52», где-то её даже называли символом 90х. На удивление очень качественно скопированная машина, без каких-либо дополнений и изменений, но оно и понятно. Предприятие было построено немцами по лицензионной договорённости, так что фактически слово «копия» наверное, здесь не уместно. Было сделано всё как там, на немецких станках от того аппарат вышел как вылитая «Олимпия», даже цвет тот же, единственное другое название и логотип. А немецкий контроль качества там сохранялся до начала 80х, постепенно передаваясь на контроль местных ОТК.
В советское время под первым корпусом кировоградского завода пишущих машин находился военный объект – Убежище завода «Пишмаш», которое имело 4 выхода и лифт, было рассчитано на 1500 человек, имело большие запасы воды, еды и средств индивидуальной защиты.
Существует поветрие, что «Ятрань», как и «Башкирия» предназначалась для реализации внутри республики, была оснащена национальным языком. Но со временем их стало столь много, так продукция Кировоградского заводе, постепенно стала выходить за пределы и находить своё место в самых отдалённых уголках СССР. Но проверить это мы никак не сможем, и честно сказать верится в приведённое выше с трудом. Поскольку сам аппарат имел несколько моделей, имеющих различное функциональное оснащение и 10 вариаций раскладок. Но самой распространённой и как мне кажется единственной массовой моделью, является «Ятрань» ПЭК (от сокращения пишущая-электрическая-канцелярская) 435-05 или 305-05. Модель с широкой (длина печатаемой строки 435 мм) или малой (длина печатаемой строки 305 мм) каретками, одноразрядным табулятором в алюминиевом корпусе. А были и другие, например, модель «Ятрань» М1 — модель с пластмассовым корпусом, или 435 или 305-06 – модель с десятичным табулятором, которые никто и не видел. Также как и пластмассовую, вполне вероятно это был опытный экземпляр. Или, учитывая предоставленный список возможных моделей в руководстве за 1988 год, завод, мог поставлять модели согласно заказу. О вариации каждой можно говорить и фантазировать очень долго. Но дабы развеять интригу о пластмассовой «Ятрани», скажу, что данный экземпляр фактически ничем не отличался от «классического» аппарата, разве что была немного изменена форма корпуса, а таблички на крышке и логотип завода наносились черной краской, подобно тому, как это делали на «Любаве».
К слову о функциональном оснащении, аппарат имел два типа шрифта «Пика» и «Медиум» в какой-то модели могла присутствовать ручка ускоренного ввода-вывода бумаги (это часто касается модели 435-05), клавиша разрядки-полушага или нет. Также различаются клавиши повторительного режима в зависимости от исполнения шрифта. Но там изменения незначительны, в модели с казахским и русско-казахским шрифтом исключено из клавиш повтора нижнее подчёркивание, а немцев таковыми клавишами решили вовсе обделить. Да, да, существовала «Ятрань» с немецким шрифтом. Но учитывая то, что немцы и без нас могли производить для себя нормальный пишмаш, «Ятрань» с данной раскладкой, скорее всего, поставлялась исключительно в университеты или посольства.
Широкое распространение данного аппарата по праву сделало «Ятрань» легендарной машиной, говорят, что машинистки недолюбливали её, в одной из статей было упоминание о том, что машинистка, какое-то время, поработав за новой Ятранью, запросила назад свою механическую Оптиму. С чем связан этот «феномен»? То-ли из-за того, что всё наше заведомо нужно ругать, то-ли потому что её невозможно ввести в состояние стопора в выключенном состоянии, нежели «Оптима м100» или «Роботрон 202». Отчего пораньше с такой машиной уйти не получится. А весьма длительный процесс производства (это примерно 20 лет), породил ещё одну, ранее мифическую модель «Ятрань-С», в существование которой ставили под сомнение даже мастера тех времён. Всё дело в шарообразном шрифтоносителе. Конструктора явно вдохновлялись сенсационным в 60е годы аппаратам IBM Selectric. И не зря, штука на тот момент весьма интересная, с возможностью смены шрифтов, например с обычного, на курсивный, а также ещё и языков, если это позволяет аппарат. А некоторые модели «Селектриков» установленных в американском посольстве прослушивало КГБ.
И всё же вдохновились — сделали, и там же внесли свои изменения. От «классической» «Ятрани» здесь всё: тот же корпус и та же каретка, но печатающий механизм изменённый. Каретку решили оставить прежней — подвижной, что было преимуществом конструкции, поскольку всё также можно было изготовлять как модели с малой, так и с каретками на развёрнутый лист. И об этой машине с гордостью заявили на весь лист в журнале «Наука и жизнь», куда также была включена «долгожданная Агидель» от Уфимского завода. Заявить то заявили, но фактически эту «эску» никто не видел. Вероятно, не прижилась из-за высокой цены и такого же дорогостоящего обслуживания.
Были также и модели для слепых и слабовидящих, печатающие Брайлем, это модель МПЭС-1М, но вероятно такой аппарат предполагался для использования зрячим оператором, для набора текста не зрячему человеку. Модель эта смотрится весьма фантастично, и сейчас не теряет популярности.
Стремительно набиравшие в то время популярность электронные машины с ромашковым шрифтоносителем также не обошли ПО «Пишмаш», вероятно вслед за коллегами с Курского «Счетмаша» которые успешно пустили первую в СССР электронную машину «Ромашка» «Пишмаш» выдал свой аппарат — «Элема», в разработках явно опираясь на «Robotron S6001, S6120 или S6130». И это вполне можно назвать канцелярской электронной пишущей машиной. А «Лилея» представляла собой портативный вариант модели «Элема», но фотографии её, я, к сожалению не обнаружил. Аппараты эти вполне вероятно сейчас мертвые, одну из них, машину «Роботрон» как-то пытались оживить, но эксперимент, к сожалению, оказался не удачный. Таким образом, ПО «Пишмаш» дало свой ответ на изготовленную ранее Курским заводом машину «Ромашка», которая с 1984 года также соседствовала с печально известной «Ивицей», и что та, что та техника выходили из строя ещё в те времена. Тут можно как всегда наглядно убедиться, насколько сложнее сделан аппарат, настолько и шансы пройти проверку временем у него меньше.
Но «Ятрань» такое суждение обошло стороной, здесь можно сделать оговорку — машина может пройти проверку временем, если к ней приложит руку человек со знанием дела. В таком случае и самая проблемная машина из 90х будет работать прекрасно! И более чем своё суждение проверил на собственном опыте и скажу сразу, начинать работы нужно, прежде всего, подготовившись, или хотя бы разбираться в механике (до этого неоднократно поделав машины механические), ну и желание, без него никуда. В противном случае машину лучше поручить мастеру, поскольку аппарат с характером.
За всё время мне довелось видеть только две машины — первая, с кареткой на развёрнутый лист, в своё время произведшая на меня впечатление. И вторая, надо отметить что машины из 80-х как бы я этого не хотел мне так и не попались, и разница второй, была всего пара месяцев: одна выпущена в феврале 1990, а вторая в июле того же года. Сохранность более-менее, правда первая до наших дней так и не дожила и была пущена на запчасти, поскольку полностью выработала свой ресурс. А на второй я оторвался, задумав «эксперимент», итог которого, должен дать ответ на вопрос «а что, если помыть электрическую машину». Конечно, дело было не только в мойке, но это основное, без чего машину делать далее фактически не имеет смысла. Итогом моего двухдневного эксперимента, основная часть которого приходилась на ночь, стало удачное завершение задуманного. Несмотря на то, что дело фактически было за малым, каретку я помыл несколькими месяцами ранее, а к машине тогда побоялся лезть. Хотя разобрать и собрать схему с двигателем мне вообще не составило труда. Таким образом, было освоено обслуживание электромеханической машины. И в завершение, получается, остаётся мне только ознакомиться с устройством «Оптимы-Роботрона».
Гигант советской промышленности пишущих машин давно умер, его цеха пустуют, а их владельцы пытаются сдать их кому-нибудь в аренду. «Больно, когда проходишь мимо «Пишмаша» (каждый день по дороге на работу и домой), видеть руины завода» – рассказывает Татьяна Алексеевна Лукаш.
2024-07-08 00:43