Свою историю портативные пишущие машины «Москва» начинают в 1936 году, именно тогда на базе артели «Точность» было налажено производство малогабаритных отечественных пишущих машинок «Москва».
Его название известно — это «Московский завод пишущих машин» на Б.Серпуховской, 21 А уже в 1937 году в свет вышла модель 1, или не вышла. Достоверно неизвестно пошла ли эта модель в серийное производство, поскольку практически сразу же она стала моделью 2. И так считалось до того момента, пока в продажу не поступила очередная «Москва» довоенного производства с сохранившимся паспортом, где «чёрным по белому» было написано что эта машина – первая модель. Таким образом, можно смело заключить, что все довоенные пишущие машины «Москва» - первой модели. Возможно, иные источники, за неимением документации на машину и отсутствия каких-либо маркировок на корпусе просто по незнанию объединили эти машины в одну и ту же модель, поскольку никаких конструктивных отличий между этими машинами нет. А внешние имеются: на корпус нанесены ромбики, щиток каретки со штампованной рельефной надписью. Получается что тайна первой модели раскрыта!
Естественно, как и все пишущие машинки, выпущенные в СССР, самостоятельной разработкой этот аппарат не стал. Конструкция была заимствована у пишущей машины «Underwood portable» и скопировано это было вполне точно, за исключением маленькой детали — в «Москве» отсутствовал селектор цвета.
Модель 2 представляла аппарат «открытого типа» — она не имела верхней крышки: литерная корзина и стойки с катушками были в открытом доступе. Довоенная версия имела гравированный логотип «Москва» на каретке и наклейками в передней части машины. Её выпуск начался в 1938 году и был приостановлен в 1941. По информации TWDB наибольшее известное число для довоенной серии - приблизительно 9819, а всего этих машин, с учётом послевоенных экземпляров, было произведено не менее 39000 экз. Послевоенная версия началась в 1946, и продлилось до вплоть до 1951 года. Новая модель имела незначительные изменения: название «Москва» на каретке было изменено и наносилось краской, а наклейки сменил логотип завода, прикреплённый на корпус.
Модель 3/4 конструктивно и внешне опять полностью копировали американский «Underwood Universal». Эти машины имели одинаковый тип корпуса, но разное строение сегмента и лентоводителя. Верхняя крышка укреплена на корпусе машины двумя замками, при обслуживании отсоединяется и откидывается назад. Машина поставлялась только с несъёмной малой кареткой, установка полей как на модели 2 – полеустановители были расположены под стенкой приёмника бумаги, который также как и крышка откидывался в сторону. Держатель бумаги, задекорированный под букву «М» а на крышке располагался всё тот же фирменный логотип с названием «Москва» на каретке. А в 1953 году машины приобрели новую раскладку (с «Й1УКЕН» на «ЙЦУКЕН»), но даже с новой раскладкой клавиатура машины была весьма урезана и покажется немного неудобной современному пользователю: например для печати цифр «3» и «0», предлагалось использовать буквы «З» и «О», также как впоследствии на «Юнисе», отсутствовало нижнее подчёркивание, «ъ» смещён на верхний ряд клавиатуры, но вместе с этим в машине присутствует буква «е» и «ё». А выпуск модели 3 продолжался всего 4 года с 1951 по 1955 год, модели 4 — 3 года: с 1955 по 1958, после чего эстафета с 1959 года была передана моделям 5/6 и 7.
Новая модель 5, с несъёмной кареткой конструктивно всё ещё повторяла «Underwood», но уже имела корпус, заимствованный у «Smith Corona Super». Каретка в процессе сборки крепилась отдельно на пластину главного механизма, у большинства машин может имелись замки для съёма каретки без регуляторов пружин корпуса или вообще не отсоединяться. Клавиатура дополненная: полный цифирный и буквенный ряд, укрупнённый шрифт, маркировки Р22 (как на канцелярской машине «Москва» и «Башкирия-7»). Клавиатура ранних моделей кольцевая, клавиша пробела увеличена, выполнена из пластмассы. На поздних моделях остальные клавиши также заменены на пластик. Интервальный механизм старой конструкции, двухпозиционный на один и два шага по строке. Корпус машины чёрного цвета, выполнен из металла, крышка без опознавательных знаков, название «Москва» нанесено краской на стенку лотка для загрузки бумаги. Сзади логотип «Мосгорисполкома», нанесён краской. На моделях позднего выпуска на верхней крышке краской наносился логотип завода, или гравированная пластмассовая табличка «Москва», сзади логотип с аббревиатурой «ППМ» (хотя в 1963-1964 году выпуск шёл параллельно). Позднее и маркировка машин тоже стала заменяться — слово «модель» стала заменяться на «М- …». Функционал машины стандартный для «Москвы» и ничем не отличается, от предыдущих моделей. Интервальная ручка старой конструкции, но также присутствовали и удлинённые, складные по принципу «Эрики». Дальнейшие различия незначительны: модель 6 и 7 с легкосъёмной кареткой последовали в 1960 году. Основное преимущество легкосъемной каретки — простота обслуживания, а модель 7, представляла машину «комбинированного типа», которая могла работать как со стандартной, так и с широкой кареткой, с длинной печатаемой строки 405 мм: поставлялась отдельно в футляре.
Но, несмотря на чёткие различия моделей 5/6/7, многие не видят разницы в этих машинах. Причина проста — несмотря на чёткие разграничения способностей машины, исполнение каждой фактически было индивидуальное: модель 5 не имела легкосъёмной каретки, но фактически такая возможность была, модель 6 имеет съёмные стандартные, а модель 7 и широкие каретки. Но окончательная версия модели 6 съёмной каретки не имела. И как ни странно, модель 7 была снята с производства раньше модели 6, на пару с моделью 5 — это произошло в 1969 году. Модель 6 — в 1972, пару лет выпускаясь по соседству с моделью 8, не имеющей легкосъёмной каретки (более предприятие к изготовлению комбинированных машин не возвращалось) что объясняет отсутствие того же на модели 6 (с целью устранения излишнего многообразии изделий).
Всего за 13 лет производства с 1959 по 1972 год было выпущено более 400000 моделей «Москва» 5/6/7, что делает эту линейку, весьма распространённой и по сей день. Помимо этого в 1964 году на базе этих моделей «Московский завод пишущих машин» начал выпуск Электронно-управляемых машин «ЭУМ-23/46», две модели различались количеством встроенных символов в сегменте машины: «ЭУМ-23» — 23 символа — цифирный ряд и некоторые дополнительные символы, «ЭУМ-46» — полный цифирный и буквенный ряд как на стандартной пишущей машине, фактически полноценный принтер того времени, для применения к ЭВМ «Проминь» или иных устройств. В последние годы аббревиатура «ЭУМ» заменена на «Ортех» с незначительными изменениями форм корпуса и окраса машины (вероятно, это произошло после снятия производства машин «Москва» в 1983 году).
Модели 5/6/7 были смещены «Москвой» 8 (или М6М?), выпуск которой начался в 1969 году, это была первая попытка «одеть» машину в пластмассовый корпус, и одновременно с этим первая и единственная «Москва», которая имела селектор цвета на две позиции ленты. Была изменена форма ручки, а также конструкция интервального механизма (теперь машина получился три фиксированных интервала на 1, 1,5 и « шага). Но выпуск продлился всего пару лет, и в 1972 году она также была смещена моделью 8М (позднее ПП-215-8М). Фактически последняя модель «Москвы» выпускалась 11 лет, а если брать в учёт модель 8 — 14 лет. Вместе с новой моделью появились новые футляры, которые, вероятно копировались от пишущих машин «Эрика». Машина выпускалась только с малой кареткой, шириной 215 мм (более к широким кареткам завод не возвращался) корпус снова в металлическом исполнении. Машина была укреплена на дне футляра двумя замками — позднее двумя винтами. В таком виде «Москва» 8М выпускалась до 1983 года в наиболее известной голубой, или тёмно-синей расцветке, также встречались модели зелёного цвета. Шрифт на машинах также как у модели 5/6/7 видоизменялся — на ранних моделях был более мелкий, и на удивление машины 70х годов выпуска вполне неплохие в работе. На поздних устанавливался стандартный крупный шрифт, что на машинах «Эрика», и большинства аппаратов Отечественного производства. Но печать была менее качественная, буквы отпечатывались плохо, сама машина была жёсткая и неуклюжая. С 8 модели «Московский завод пишущих машин» окончательно опустился в качестве выпускаемой продукции, а сама модель стала страшным сном любого мастера.
С 1983 года в свет вышла новая модель, под названием «Ортех», название её получилось, вероятно, от сокращения словосочетания «Организационная техника». Поставлялась в пластмассовом корпусе, изменённой, более сглаженной формы. Имела весьма неплохой футляр, всё также заимствованный, от машины «Эрика». Глядя на него, можно подумать, что внутри, находится именно эта машина, или Уфимская «Зея» или «Агидель» но это только фантазии. А способ фиксации машины вполне как у коллег из ГДР — машина была помещена в футляре, закреплённая на поддоне двумя винтами, сам поддон имел упоры в виде резиновых ножек. Вместе с новой моделью, изменилась и индексация, теперь в номенклатуре «Ортех» назывался «Машина пишущая ПП-215-09», взамен «ПП-215-8М». Кстати говоря, такие индексы что-то да значили: например аббревиатура «ПП» — «пишущая портативная», цифры «215-09» — длину печатаемой строки и последний индекс — наличие, или отсутствие табулятора. Так СССР пытался приравнять изделия к строгим стандартам, где всё было чётко и понятно расписано и разложено.
«Ортех» выпускался в трёх известных расцветках: серой, жёлтой, белой (в 90-е — красной). В двух футлярах: стандартный из кожзама, пластмассовая крышка футляр (машина закреплена на пластмассовом поддоне). В двух исполнениях интервальной ручки: удлинённая и короткая, складная. Название наносилось на металлическую табличку, размещённую с левой стороны + новый логотип слева, индекс машины прозрачной наклейкой на чёрной краске. Места посадки корпуса не изменились, также как и конструкция машины, хотя был добавлен регулятор силы удара и фиксатор каретки, которые фактически не исполняли своих функций. Но печатать на машине, в особенности поздних выпусков, стала заметно легче, шрифт пропечатывался чётче и имел также два исполнения: стандартный, крупный и более редкий, заимствованный от машины «Листвица». Клавиатура со стандартной раскладкой: полный цифирный ряд и буквенный, за исключением буквы «ё». Форма лентоводителя также изменена, съём каретки стандартным способом, и как на машине «Москва» весьма неудобный, поскольку после 7 модели в каретку перестали добавлять замки, не дающей передвигаться каретке в снятом положении.
Последнее изделие «Московского завода пишущих машин», который в последние годы своего существование именовалось, как Акционерное общество закрытого типа "Ортех" (Московский завод пишущих машин), выпускалось ещё 12 лет. С наступлением эры тотальной компьютеризации, пишущие машины стали постепенно выходить из обихода, в 1998 году с конвейера сошёл последний «Ортех», так закончилась история «Московского завода».