Статьи и обзоры

"Robotron 20"

«Robotron 20»

Канцелярская пишущая машина Robotron 20
Канцелярский «Robotron 20» — этот семнадцатикилограммовый монстр последующее продолжение линейки канцелярских машин «Optima», выпускаемых в городе Эрфурт с 1976 по 1985 год (ГДР). Название «Robotron» на данных моделях появилось после того, как предприятие по выпуску пишущих машин вошло в сеть комбината в 1978 году. Первые модели датируются 1976 годом, это чаще всего были промежуточные версии машин «Optima» песочного цвета чаще с приставкой «DARO», внешне похожие на m16, но с литерной корзиной от «Роботрона», а чаще и клавиатурой (клавиши в форме трапеции). Позднее и это наименование «DARO-Optima» вытесняется, и остаётся не так часто встречающая маркировка «DARO-20». Такое вот разнообразие названий…
За одной из ранних моделей «Роботрона» - «Daro 20».
Судя по всему переходная модель «Daro-Optima» с кареткой 67 см для печати на А3-А2 форматах в конструкторском бюро.
«Robotron 20» с редкой маркировкой «Optima» в музее Штази.
Тем временем 20 модель выпускается в двух видах: с десятичным и одноразрядным табулятором — тот самый «второй пробел» как его ошибочно называют, в модели 18, которая в нашей стране не встречается в продаже. Помимо этого, машины выпускались с четырьмя типами кареток: короткая с которой машина и поставлялась заводом (А4 книжный/альбомный), а остальные 3 типа кареток можно было заполучить по спецзаказу, это была каретка: средняя (А4 книжный/альбомный, А3 книжный), широкая (А4 и А3 книжный/альбомный) и максимально допустимой ширины в 67 см поддерживающая формат А2, кроме того, к такому типу машин прилагались дополнительные ножки, размещавшиеся по бокам, чтобы не дисбалансировать машину, если каретка находится в крайнем левом или правом положении. Такие машины необычного исполнения и сейчас встречаются в продаже, но не пользуются спросом, поскольку для современных реалий обычному коллекционеру вполне достаточно иметь машину с кареткой стандартной ширины в 32 см.
Таким он ко мне попал.
Главный механизм ничуть не изменился со времён "Оптимы" м14.
И откуда только столько пыли! Не удивительно что табулятор не работал, как ещё только машина печатала!!!
В целом новая модель ничуть внешне не отличалась от предшественницы — машины «Optima m16». Так и есть, если поставить их вместе перед человеком, который не разбирается в пишмаше, он с уверенностью скажет, что это две одинаковые машины. Но всё же конструкция машины притерпела изменения. Например, изменена конструкция бихрома (конструкция сделана надёжнее), форма клавиш, способ крепления передней пластмассовой окантовки клавиатуры (не на два самореза а на пластмассовые пальцы, помещённые в пазы), изменено исполнение ручек бумагоопорного вала (увеличенные, с горизонтальными сечениями), конструкция лентоводителя (увеличен), способ съёма каретки (не через кнопки сзади каретки, а через рычаги под верхней крышкой машины), конструкция литерной корзины с новым шрифтом (укрупнённый, стандартный 73/4, устанавливался на электромеханические машины «Robotron 202», «Optima m100»), переключение позиций селектора цвета (изменена последовательность переключения, начинается с красной метки), расположение кнопки освобождения каретки и рычага общего гашения упоров табулятора (только справа, что в целом имело смысл, поскольку левый рычаг гашения табулятора фактически не использовался, но вот отсутствие левой кнопки освобождения каретки лично мне показалось неудобным).
В отличие от м16 новая модель не имеет кнопок на задней стенке каретки для её съёма.
Надпись на корпусе гласит: «ВЭБ РОБОТРОН-ОПТИМА ЗАВОД ОФИСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ЭРФУРТЕ ИЗГОТОВЛЕНО В ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ».
Плюсы: механика доработана, в некоторых местах механизмы изменены и сделаны более надёжнее, съем каретки через рычаги под крышкой, шрифт укрупненный 73/4, ручки вала увеличены, передвижение каретки плавное, без сопутствующего треска при переводе строки, табулятор срабатывает быстрее.
Минусы: ощущается «расхлябанность» конструкции, несмотря на полное обслуживание, чистку сегмента и смазку все равно литеры не всегда успевают возвращаться в исходную позицию, хотя эта машина в отличие от 24 модели заметно мягче в печати, литерная корзина также не успевает быстро переключаться в исходное положение, что свойственно механическим «Роботронам». Обилие пластика (боковины каретки, окантовка клавиатуры, верхняя крышка на некоторых моделях, также пластмассовые колпачки на регулировочных винтах, которые с течением времени рассыпаются, что сказывается на работе машины). Исполнение верхних крышек машины из пластика относится к ранним моделям. Данное исполнение верхней крышки крайне негативно зарекомендовало себя: она очень шаткая, а машины, редко сохраняется на машине, поскольку крышка часто лопалась в местах крепления или посередине, также не велик шанс, что эта крышка сохранится при транспортировке машины почтой.
Определённая схожесть имеется...
И всё же приятно осознавать, что данные минусы были учтены при выпуске следующей модели — в 1985 году в свет вышел «Robotron 24», где внешний вид машины претерпел изменение (окрас машины в исполнении бежево-темно-серой цветовой гамме) как и исполнение корпуса. В новой модели он был цельнометаллический, а дизайн заимствован у модели Facit 1730.
"Robotron 24"
Альтернативное применение)
О приобретении этой машины задумался после весьма негативных рассказов об этой машине. Критиковали в основном механику и настоятельно не советовали приобретать данный аппарат. И это только подогрело интерес к этой модели, поскольку сам я видел в нём одни положительные черты. И вот он попал ко мне в ужасном состоянии, стал самой грязной машиной, которая только была у меня. В особенности, как ни странно именно под кареткой собралось больше всего пыли. Казалось бы, что это какая-то аномалия, как пыль может оказаться под кареткой, там же всюду закрытое пространство. Оказывается, может, поскольку в «Роботронах» в отличие от «Оптимы» отсутствуют металлические пластины, закрывающие пустые пространства между направляющими каретки. Так пыль через открытые пространства каретки проваливалась и постепенно проникала внутрь машины, что сказывалось на её работе. И как раз таки вот тот самый пример, почему стоит накрывать машину чехлом, после окончания работы. Или, если у вас есть в наличии механический «Robotron 18/20/24» не оставлять каретку в крайнем левом или правом положении.
После мойки машина преобразилась на глазах, первоначально серый пластик стал белый, и приятно отблескивал на солнце, также как и крышка с табличкой. Внешне машина оставляет двоякие ощущения: с одной стороны пробег у неё не большой, резиновый вал даже без видимых засечек, но клавиатура неплохо потрепана, а литеры полностью почернели, и даже на четвёртый раз не хотели отмываться. Но спустя время результат был получен.
Руководство по эксплуатации.
Останется ли эта машина у меня — возможно, мне нравятся механические «Роботроны» из-за их мягкого хода и крупного шрифта, но по сути это та же «Optima m16» и я бы отдал предпочтение 24 модели из-за необычного исполнения корпуса и более приятной расцветки.
Образец шрифта.
Made on
Tilda