"Листвица"
Канцелярская пишущая машина "Листвица"






«Листвица» — ещё один известный канцелярский аппарат, выпускаемый в СССР с 1970 по 1995 год. Как и все пишущие машинки, она была очередной копией западногерманской «Olympia SG3», но в отличие от «Ятрани» не имела лицензии. Конструкция была «украдена» и сделали это весьма качественно: если снять с неё корпус, перед вами предстанет её исходник — «Olympia». Но как раз таки корпус решили придумать свой, по-видимому, из-за сложности в изготовлении. Но такой корпус, пускай угловатый, не отнял привлекательность у этой машины, какие-то женственные черты, подчёркнутые в причудливом названии «Листвица» а широкая каретка добавляла серьёзности и само собой веса машине — это громоздкое устройство весило 17 кг. До конца 70х годов эта машина имела клавиатуру, схожую с SG3, но с начала 80-х она приобрела свой «классический» вид: клавиши в форме трапеции, по бокам метки, нанесённые краской, вместо пластмассовых вставок – обозначали рычаг силы удара и селектора цвета. Интервальная ручка на каретке также неоднократно изменяла свою форму. Выпускалась в двух известных расцветках: сером и тёмно-синем исполнении, на более поздних эти корпуса ставились в разброс, отчего получались немного некрасивые «машины-Франкенштейны».


В отличии от своего родственника — «Ятрани», история производства машины было окутано тайной, так же как и расположение завода. По одной версии выпускалась в Ворошиловграде по соседству с машиной «Украина» в одной модели: с кареткой на развёрнутый лист, не имела никаких модификаций функционала, за исключением «мифического» рычага ускоренного ввода бумаги который упоминается только в зарисовках руководства по эксплуатации и ни разу не встречался фактически. А более поздние экземпляры имели укрупнённый шрифт (как на «Роботронах») а также были модификации «Листвица-М» с кареткой как у оригинала — «Olympia SG3». Способ нанесения названия на них также изменился: он наносился чёрной краской на металлический корпус и имел разную маркировку — где с добавлением «М», где без.






Вторая версия гласила, что эти машины выпускались на двух заводах в разных городах — в Москве и Ворошиловграде. Как же их отличить? Как раз таки машины с табличкой и выпущены в Москве, а вторые — в Ворошиловграде. И судя по весьма малому количеству модели «М» их производство началось со значительным отрывом и продолжалось всего пару лет. Возможно, это так в Москве даже есть два предприятия, занимавшиеся ремонтом данных машин по адресам 2-й Южнопортовый пр., 12в под аббревиатурой «МГОЗ» и ул. Халтурина, 18 «Мосгорреморгтехника». Честно сказать, первый адрес, будто намекает о том самом неизвестном предприятии, да и размах здания, которое действует и поныне, подтверждает наличие завода когда-то в этих стенах. Тем не менее, пока я могу только предполагать, к тому же инструкция не даёт даже намёка о местоположении завода. Хотя есть один намёк, подтверждающий, что машина выпускалась именно в Ворошиловграде — запись в п. 3 на стр. 23: «Информацию по вопросам, связанным с гарантийным ремонтом и техническим обслуживанием можно получить в центре гарантийного обслуживания 348016, г. Ворошиловград, площадь Героев Великой Отечественной Войны 2…». И первая версия выглядит правдоподобнее: во-первых, объясняет, почему пишущая машина «Украина» так называется, а во-вторых, зачем выпускать машину одной и той же модели на разных заводах. К тому же странный разброс получается с единым центром в 807 км от столицы. Кто же начал производство первым? В любом случае оставляю за вами право выбора.


Мой экземпляр, попал ко мне в самом начале моей истории занятия пишмашем. Это была моя первая канцелярская машина и что удивительно, одна из немногих, которую ремонтировали в моём городе, по адресу ул. П. Щербины, 61 и как удачно совпало — ремонт осуществляли для частных лиц, а вот предприятиям пришлось бы тяжко: либо вызывать мастера на место, либо ехать до Ярославля. У предприятий гарантийного ремонта существовало странное разделение на строго обслуживающие машины частников, машины предприятий и «комбинированного типа», последние располагались только в Витебске и Ворошиловграде.




Для меня того, эта машина казалась громоздкой и неподъёмной, а наличие широкой каретки весьма удивило, как и то, что машина та являлась копией, а не нашей разработкой как я считал до этого. Какое-то время я даже печатал на листах А3, чтобы использовать её «в полную меру», позднее я отказался от этой затеи из-за сложностей хранения напечатанных текстов, но зато на ней получались превосходные стенгазеты!
Эта машина мне очень нравилась, пускай она и имела одну не особо хорошую особенность — дырявить листы, и от этого никак не избавиться, если только на ней не стоит другой шрифт. Дело в острых символах и буквах. На нижнее подчёркивание вообще лучше не нажимать — разрежет лист.
Эта машина мне очень нравилась, пускай она и имела одну не особо хорошую особенность — дырявить листы, и от этого никак не избавиться, если только на ней не стоит другой шрифт. Дело в острых символах и буквах. На нижнее подчёркивание вообще лучше не нажимать — разрежет лист.





Исполнение корпуса без каких-либо излишеств, как я ранее говорил, они выпускались в двух расцветках, но была и дополнительная «подарочная» как правило, это машинка песочного цвета но были и другие. Типичный для советских машин из 70х угловатый корпус, укреплённый на четырёх ножках, немного небрежно выступающих из машины образно напоминая табуретку. Функционал тоже обычный: 46 печатающих клавиш на 92 знака с длинной печатаемой строки 435 мм. Табулятор десятичный, 5 позиций интервального механизма, регулятор силы удара и селектор цвета стандартный на красную и чёрную позицию, и холостой ход. Пускай бывали случаи некачественной продукции, «Листвица» — это не тот случай. Она имеет на удивление весьма качественную сборку, хоть немного грубоватый, но печать мягкая, текст чёткий, регулятор силы удара действительно работает! И эта машина за всё время ни разу не ломалась. Но есть один минус — пластмассовый пюпитр, тот, что и на «Ятрани» здесь он также мешает. Вообще непонятно, зачем его решили добавить на эту машину, поскольку версия «Olympia» с широкой кареткой его не имела. Основной минус заключается не только, что он выполнен из пластика, но и из-за быстрого износа конструкции: внутрь вставлена ватка, которая сдерживает выдвижную планку со шкалой в определённом положении и естественно за ±30-40 лет эта ватка стёрлась, из-за чего пюпитр работает немного некорректно.


Крышка машины снимается также как на «Олимпии», полностью оголяя литерную корзину и клавиатуру, что упрощает обслуживание. Съём каретки — через рычаги под крышкой, а чтобы снять остальной корпус достаточно выкрутить 4 ножки.





Я активно использовал её до 2020 года, после с небольшой периодичностью в течение нескольких месяцев, после чего она нашла для себя место в кладовке, откуда редко вылезает из-за сложностей к доступу. Эта машина не столь интересна, но я бы приобрёл для себя модель более ранних выпусков, или, редкую «эмку» чтобы сравнить какие изменения решили внести, в модели поздних выпусков.
